Форты Санкт-Петербурга

15 августа 2013

Фо́рты Санкт-Петербу́рга — комплекс долговременных оборонительных сооружений, в разное время возведённых с целью защиты столицы государства от нападения со стороны моря. В годы своего существования они представляли собой памятник фортификационного искусства мирового значения.[1] С точки зрения истории военного искусства и мировой истории в целом комплекс рассматриваемых оборонительных сооружений уникален тем, что здесь на всё ещё сохраняющихся объектах можно проследить ход всё ускоряющегося соревнования между средствами нападения с моря и защиты от него, между совершенствованием фортификации и прогрессом в создании артиллерийских систем как с целью обороны, так и её преодоления. Это соревнование длилось более двухсот лет, в течение которых оборона Петербурга ни разу не была прорвана.

Во-многих странах подобные сооружения всегда находятся под охраной государства и часто становятся объектом музейного показа.[2] В настоящее время форты Петербурга, за редкими исключениями, заброшены и быстро разрушаются.

 

 

Артиллерийская бомба.

В XVIII и XIX оборона столицы со стороны моря обеспечивалась ряжевой, каменной и свайной преградами, кронштадтскими фортами, находившимися как на естественном острове Котлин, так и семнадцатью фортами на искусственно насыпанных островках. Образованная этими компонентами Кронштадтская крепость поддерживалась в отношении обеспечения всем необходимым из укреплённого города Кронштадт, который был ключевым оборонительным сооружением Кронштадтской крепости.

Сразу же по основанию Петербурга для защиты строящейся в нём крепости на берегу Васильевского острова была установлена артиллерийская батарея В начале XX века оборонительные возможности крепости заметно снизились и для защиты столицы ближе к выходу из Финского залива в наиболее узкой его части (ширина 21 км) была создана уникальная минно-артиллерийская позиция, опирающаяся на сухопутные форты на южном и северном его берегах и минные банки. Для обеспечения этих фортов были построены специальные железнодорожные ветки.

На протяжении двух с небольшим веков существования имперской России в мировом кораблестроении наблюдался всё ускоряющийся процесс в совершенствовании корабельной артиллерии. Это требовало создания адекватных средств обороны. В связи с этим в первую очередь строились самые необходимые, но не рассчитанные на долговременное использование оборонительные дерево-земляные сооружения, что позволяло выиграть время и существенно снизить затраты. Лишь в случае, если по тактическим соображениям оказывалось целесообразным дальнейшее его использование, по прошествии времени проводились работы по его дальнейшей модернизации. Было ясно, что этого было совершенно недостаточно.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно